catpad

Category:

Woody

Пропустил я юбилей Вуди Аллена, но попробую наверстать.
Сказать, что это мой самый любимый режиссёр — ничего не сказать.
Почему так, я не знаю, но думаю, что главная причина в том, что если и бывает на свете полное совпадение общего направления мыслей, юмора, отношения к жизни, к себе, к своей работе, музыкальных вкусов, эстетического чувства и всего такого прочего, то у меня с ним, по-видимому, полное совпадение. Эх, ещё б такого же таланта, ну да ладно. Будем возмещать просмотрами. 


Я видел абсолютно все его 50 с чем-то фильмов. Некоторые его фильмы я смотрел по 20 или больше раз. Причём любой его фильм, даже тот, который я знаю наизусть, могу поставить прямо сейчас и буду смотреть с большим интересом. 

Так вот, зачем я это пишу. С некоторым удивлением я обнаружил, что все на свете люди, конечно, знают имя Вуди Аллена, но далеко не все смотрели его фильмы, а ещё больше людей вообще не смотрели его главные фильмы и строят своё представление о нём на основе каких-то второстепенных.  Например, довольно часто можно наблюдать такое: «А, вы не видели Вуди Аллена? Ну посмотрите Zelig — это круто» (я лично такой обмен мнениями видел два раза в совершенно разных контекстах). Во-первых, Zelig — это довольно проходное экспериментальное кино, а во-вторых, у него якобы есть налёт «интеллектуальности», а поэтому его как бы не стыдно всем рекомендовать. Тщательнее надо, ребята. 

Так вот, как эксперт по Вуди Аллену, я хочу сделать небольшой обзор для тех, кто хотел бы с ним ознакомиться. Но нужно учитывать следующее:

1) Если у вас нет чувства юмора — не надо смотреть Вуди Аллена.
2) Если вы не можете смотреть в оригинале хотя бы с субтитрами — не надо смотреть Вуди Аллена.
3) Если вы ищете высокоинтеллектуальное авторское кино — не надо смотреть Вуди Аллена. Вы не найдёте там того, что ищете. Все мысли ВА могут быть переданы одним предложением: «We are alone in the cold indifferent meaningless godless Universe».

Если же вы всё-таки хотите найти какой-то интеллектуальный смысл, то сделать это проще простого, потому что ВА — философ-экзистенциалист. В каждом его фильме герои обязательно совершают некий экзистенциальный выбор (от вопроса, можно ли соблазнить сестру жены, до вопроса, можно ли убить случайного человека) или входят в просветление. На все вопросы подобного рода ответ даётся всегда примерно одинаковый: да, можно, и тебе, скорее всего, ничего за это не будет, но ничего хорошего для тебя из этого всё равно не выйдет. 

Все остальные бесчисленные ссылки, которыми наполнены его фильмы — от русской литературы до философских книг — это всё не признак «интеллектуального» кино, а псевдо-интеллектуальный шум. И это не я тут только что придумал, а сам ВА говорит и пропагандирует множество раз. Поэтому — ещё раз — не надо там искать то, чего там нет. 

Теперь, когда мы отбросили ненужные вопросы, можно перейти к собственно обзору. Хочу особенно подчеркнуть, что всё, что я здесь говорю — исключительно моё личное мнение и мой вкус. Те фильмы, которые мне не нравятся, я вообще не упоминаю. 

Если вы совсем-совсем ничего или мало видели, начать нужно, конечно, с трёх поистине титанических фильмов:

1) Hannah and Her Sisters — это абсолютный шедевр, возможно, один из лучших фильмов всех времён вообще.  Почему так? Я над этим долго размышлял, и мне кажется разгадка состоит в том, что в этом фильме в полтора часа упакованы мысли, характеры, события, эмоции и персонажи, которых хватило бы на пять сезонов какого-нибудь сериала. Ну и хэппи энд, кстати, довольно редкий для него, что тоже приятно. 

2) Annie Hall — второй шедевр, один из самых изобретательных фильмов ВА. Это был его прорыв, когда после довольно дурацких комедий он стал делать как бы «настоящее» кино. Описывать фильм почти невозможно, надо смотреть. 

3) Manhattan — третий титанический фильм, с потрясающими ч/б кадрами и музыкой. Если совсем лень — посмотрите хотя бы первые 10 минут. 

Дальше я просто свалю в кучу все свои любимые фильмы, без какого-то порядка. 

4) Bullets over Broadway — лучшая комедия всех времён и народов (для меня, по крайней мере). К тому же  атмосфера старого Нью-Йорка невероятная. Я её ставлю, когда у меня плохое настроение или просто совсем уж нечего делать. 

5) Radio Days — это тот случай, когда сам в то время и в том месте не жил (НЙ опять же, 40-50-е годы), но фильм вызывает жгучую ностальгию. Так надо вообще-то суметь. 

6) Crimes and Misdemeanors — тот самый экзистенциальный выбор. Две истории — одна настоящий триллер (не оторвёшься), вторая — как бы романтическая, но на самом деле полная безнадёга — в самом конце только сводятся воедино, но полное ощущение единого целого. 

7) Match Point — если бы не сказали, что это фильм ВА, никто бы не догадался. Тоже триллер, ещё больше не оторвёшься, по мне — ещё один шедевр suspense'a. 

8) Husbands and Wives — немножко экспериментальный, с рваным монтажом и ручной камерой, но всё те же признаки — куча историй, куча людей, куча переживаний и полное ощущение единого целого. Один из лучших. К тому же там Сидни Поллак, который оказывается был гениальным актёром. 

9) Deconstructing Harry — это просто как бы гомерически смешно, при том, что всё довольно ужасно. Ну и изобретательно очень сделано. Единственная роль Робина Уильямса полностью out of focus. 

10) Midnight in Paris — самый, кажется, успешный фильм ВА за всю карьеру. Та же самая ностальгия по месту, где никогда не был. Невероятно красиво снято, плюс изобретательный сюжет, путешествие во времени и хэппи энд. Чудесные совершенно исторические персонажи. 

11) Vicky Cristina Barcelona — опять же, можно просто окочуриться от испанских красот, ну и все остальные признаки, упомянутые выше. 

Теперь приведу фильмы, которые почему-то никто не любит (кроме одного исключения), а я люблю. 

12) Anything Else — Тарантино где-то сказал, что это его любимый фильм, ну и мой тоже. 

13) Whatever Works — здесь в главной роли Ларри Дэвид, а я так его люблю, что не могу удержаться, чтобы тоже не записать этот фильм в разряд любимых. 

14) Irrational Man — довольно новый фильм, тоже раскритикованный, но по мне так очень интересно. 

15) Melinda and Melinda — супер-изобретательный фильм, где одна история подана в виде трагедии и в виде комедии одновременно. 

16) Hollywood Ending — ещё один фильм, которые все прямо-таки поливают помоями, а я считаю, что это прекрасная комедия. Внезапно ослепший режиссёр снимает кино, но так, чтобы никто не узнал, что он слепой. 

17) Celebrity — почти совсем неизвестный фильм, уникально сделанный, крайне интересный. Смешно, что там появляется молодой Трамп. 

Дальше фильмы-подражания, но тоже все прекрасные:

18) Interiors — чистый Бергман. Любите Бергмана — вам сюда. 

19) September — это Чехов без всяких прикрас. 

20) Shadows and Fog — самый провальный в прокате фильм ВА, если не ошибаюсь. Подражание немецкому экспрессионизму 20-х годов. Затянуто, но интересно. 

21) Stardust Memories — это прямо-таки Феллини. Но фильм, кстати, на грани гениальности. 

22) Manhattan Murder Mystery — Хичкок, только очень смешной. 

23) Everyone Says I Love You — это настоящий мюзикл, с каким-то безумным количеством знаменитых актёров. Вуди Аллен соблазняет Джулию Робертс с помощью заучивания наизусть биографии Тинторетто — только ради этого стоит посмотреть. 

24) Love and Death — один из самых ранних, пародия на русскую литературу, очень, очень смешно. 

Ещё есть фильмы, которые я лично не люблю, но они универсально любимы:

25) Zelig — уже написал. 

26) The Purple Rose of Cairo — как говорит сам ВА, это его самый любимый фильм — ну что ж, ему видней.

27) Blue Jasmine — тоже совсем новый, в принципе отличный фильм. 

Дальше сортировать не буду. Есть совсем старые фильмы — Bananas, Sleeper, есть совсем новые — вообще провальные, есть хорошие, но необязательные. 

Надеюсь, кому-то поможет сориентироваться. 

Чтобы получить истинное удовольствие, читайте недавно вышедшую автобиографию «Apropos of Nothing» (а ещё лучше слушайте в исполнении самого автора). 

Ещё есть интереснейший документальный фильм «Woody Allen: A Documentary» (2011) и для фанатов — «Wild Man Blues» (1997), в котором Аллен даёт джазовые концерты в Европе со своим оркестром (он вообще-то ещё и кларнетист). 


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.