catpad

Categories:

Некоторые философские размышления насчёт программирования

Мы тут на работе организовали доморощенный курс по С++ и вообще программированию для людей без всякого компьютерного образования, которые хотят продвигаться.
Я подвизался его вести. 

15 занятий уже прошло, всё более-менее нормально, и вот дошли до multithreading.  И тут их прямо замкнуло. То есть, они понимают, что всё происходит одновременно, тут проблем нет. Но вот дошли до места, где один  thread передает другому данные через BlockingQueue. Сначала они никак не могли понять, что функции одного и того же класса, могут бежать в разных threads. Наконец, после долгих раздумий, одна девушка говорит: а зачем вообще нужна эта очередь? Почему нам просто не бросить данные из одного thread в другой?
И это меня прямо-таки ввело в просветление. Это же просто коан, если задуматься. Хлопок одной ладони. Думал-думал, и говорю — но мы же ровно это и делаем с помощью очереди — передаём данные из одного thread другому! Но она этот ответ не приняла (и я сильно подозреваю, что и все остальные тоже). Зачем нужен промежуточный этап (очередь какая-то), если можно просто послать вот эту штуку (instance) вот оттуда вот сюда?

Тут я совсем надолго задумался, и в принципе, думаю до сих пор. По всей видимости, проблема в том, что люди, далёкие от этого дела, не понимают разницы между data и execution. Я попробовал объяснить это так: вот смотрите, thread — это инструкции, которые не то чтобы живут в CPU, а исполняются там одна за другой, а данные — это то, что живет в памяти, и не исполняется, а просто существует. Дело усложняется тем, что инструкции работают не просто так, а с этими самыми данным, при этом сами инструкции (не процесс их исполнения, а их материальное воплощение, запись о них, тоже живёт в памяти, просто в другом месте — ну, это ладно).  
Кстати, пока писал, подумал: дело ещё усложняется и тем, что если смотреть на source code, то там действительно и переменные, и код функций, всё перепутано — какие-то функции в одном классе, какие-то в другом, при этом всё это может быть в разных threads без всякой системы. Какие-то переменные — члены одного класса, но изменяются из разных threads, другие принадлежат разным классам, но изменяются из одного; какие-то функции запускают новые threads — и так далее, до бесконечности. 

В общем, вопрос получился чисто философский. В обычном мире вроде бы нет такой проблемы: все более или менее понимают разницу между объектами мира и процессами, которые выполняются во времени и работают с этими объектами. А в компьютере почему-то у людей случился сбой — тот же принцип оказался непонятным. Почему так, не знаю (хотя подозреваю, что правильный ответ в последней мысли предыдущего абзаца). 


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.