catpad (catpad) wrote,
catpad
catpad

Лит. дыбр

Как водится, в одиночестве начинаю вещать.

Снова читаю "Войну и мир". Всё больше и больше убеждаюсь, насколько это гениальный текст. И как это в школе умудрились привить нам (мне, во всяком случае) стойкое отвращение к русской литературе ? Ведь это надо было особенно постараться. Впрочем, если заставлять человека писать сочинения на тему "Духовные искания..." с непременным небом, дубом и превращением барщины в оброк, то кому угодно можно привить отвращение.
К сожалению, мало у кого потом хватает сил перебороть себя и взглянуть на вещи свежим взглядом. У меня это заняло лет семь, наверное.

Толстой меня вообще поражает мощью и кинематографичностью именно текста, а не чего-либо другого. Вот хотя бы такой пример, когда отец Андрея Болконского получает известие о его "смерти":

-- А! Княжна Марья! -- вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску.
(Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий
скрип колеса, который слился для нее с тем, что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что-то вдруг
опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не
грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу,
увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие,
худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое,
непостижимое, смерть того, кого любишь.

Совершенно гениальное неестественно над собой работающее лицо. И так вся книга.
Почему, удивляюсь я, в школе не могли внимание неразумных ещё детей обращать на такие вот великие мелочи ? Зачем дуб, зачем искания !!!

Вообще, я замечаю за собой, что способен получать удовольствие (настоящее, во всяком случае) только от текста, а не от сюжета или чего-либо ещё.
Причём писателей с настоящим текстом так мало, что просто ужас берёт.
Толстой, несомненно. Солженицын с его энергией письма, как ни у кого другого.
Пушкин. Шекспир, наверное, хотя не берусь судить оригинал, и вообще, поэзия - отдельная тема. Но добавим Маяковского для полноты картины.
Местами Джойс (особенно в последней главе "Улисса"), местами Пинчон. Набоков в "Лолите".
Ильф и Петров.
Гоголь, наверное, хотя не помню его совсем.

Вынужден согласиться с клоуном Ольшанским в том, что большинство современных писателей с их наворотами - это всё-таки псевдописатели. Они, конечно, умеют писать книги, но не умеют писать тексты.
Subscribe

  • (no subject)

    Зачем-то прослушал «Трудно быть богом». Последний раз читал её в школе. Лишний раз убедился, как же всё-таки быстро эта так называемая литература…

  • (no subject)

    Не могу себе простить, что не успел сфотографировать, но хотя бы запишу по свежим следам, чтоб не пропало. Несётся по улице открытый автомобиль…

  • (no subject)

    Надо мной все смеются, что я смотрю Киселёва. Но это иногда приносит свои плоды. Вот, например, необыкновенный приступ честности от плачущей карги:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments